Усыновление

Усыновление  приоритетная форма семейного устройства

Согласно Семейному Кодексу Российской Федерации усыновление (удочерение) является приоритетной формой семейного устройства ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, предполагающей принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Процедура усыновления бесплатна

Никакие сборы, судебные пошлины и издержки с усыновителей не взимаются (ст. 333.36, 333.39 Налогового Кодекса Российской Федерации, часть II).

Особенности усыновления по сравнению с другими формами семейного устройства

1. Усыновленный ребенок по своим правам в семье усыновителей ничем не отличается от собственных детей усыновителей, что позволяет ему чувствовать себя полноценным членом семьи; что в свою очередь обеспечивает чувство стабильности, безопасности и психологической защищенности.
2. Законом закрепляются все личные и имущественные отношения между усыновителями и усыновленными (право наследования (ст. 1147 Гражданского Кодекса Россий-ской Федерации (далее  ГК РФ) ч. III) и др.);
3. Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, место и дату рождения в пределах трех месяцев в одну или другую сторону от первоначальной даты рождения ребенка;
4. Усыновление производится в судебном порядке;
5. Предъявляются достаточно жесткие финансовые и жилищные требования к кандидатам;
6. Государственная поддержка семей усыновителей в финансовом плане после усыновления не предусмотрена, за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим детей, на общих основаниях. Однако, законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные формы поддержки семьи усыновившей (удочерившей) ребенка. Если ребенок к моменту своего усыновления имел право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, то он сохраняет это право и при его усыновлении.
7. Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен;
8. Тайна усыновления охраняется законом;
9. При усыновлении (удочерении) ребенка выплачивается единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (размер пособия может быть увеличен за счет регионального бюджета);
10. Добровольность усыновления (выражается в согласии кроме усыновителей также родителей ребенка).

Выплаты и пособия

1.1. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
1.1.1. Лица, имеющие право на получение единовременного пособия.
Право на единовременное пособие, при передаче ребенка на воспитание в семью в случае усыновления, имеет один из усыновителей.
В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.
1.1.2. Размер единовременного пособия выплачивается с учетом регионального коэффициента, а также может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации за счет средств регионального бюджете. Кроме того, законодательством субъекта усыновителям могут предоставляться различные выплаты и дополнительные льготы.
1.1.3. Назначение и выплата пособия
Для решения вопроса о назначении пособия необходимо обратится в орган опеки и попечительства по месту жительства (по месту постоянной регистрации) одного из усыновителей.
Пособие назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспи-тание в семью в орган опеки и попечительства представляются:
 заявление о назначении пособия;
 копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении.
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов.
1.2. Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу
В целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы.
1.2.1. Лица, имеющие право на получение компенсации
Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении.
1.2.2. Размер компенсации части родительской платы
Родителям (законным представителям) детей компенсация части родительской платы назначается в следующих размерах:
на первого ребенка  в размере 20% размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении;
на второго ребенка  в размере 50% размера указанной родительской платы;
на третьего ребенка и последующих детей  в размере 70% размера указанной родительской платы.
1.2.3. Порядок назначения и выплаты компенсации
Для получения компенсации части родительской платы один из родителей (законных представителей) однократно представляет в государственное или муниципальное дошкольное образовательное учреждение:
1. заявление на получение компенсации части родительской платы на каждого ребенка;
2. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя, и его копия;
3. справка о составе семьи;
4. реквизиты банковского счета.
Лица, имеющие право на материнский капитал
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона  256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 256-ФЗ при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении ко-торых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
2.3. Возникновение права
Часть 7 статьи 3 Закона  256-ФЗ: «Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или по-следующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или после-дующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 Закона  256-ФЗ».
Распоряжение средствами материнского капитала
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона  256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона  256-ФЗ.